Художественное исследование: лаборатория
Онлайн-лаборатория из 12 занятий
27 октября 2024 года — 12 января 2025 года
"Светлые песни"
опера-инсталляция
Марии Мориной,
Марины Карповой,
Екатерины Соколовской,
Гараж, 2021
В современном мире художники все чаще прибегают к художественному исследованию как к методу создания своих произведений.

Эта программа поможет вам развить собственный исследовательский подход к долгосрочным проектам, опираясь на ваши интересы и существующие практики.

За 12 встреч мы изучим разнообразие методов художественного исследования.

В ходе проектных набросков и групповых игр вы сможете применить эти методы на практике.

Мы установим связь между экспериментом, формой и теорией, используя письмо и практику внимательного чтения для понимания вашей точки зрения.

Вы получите инструменты для работы над концепцией долгосрочного исследования:

  • Научитесь собирать и архивировать материалы.
  • Анализировать информацию и работать с идеями.
  • Обустраивать "коробку проекта", студию или рабочее пространство для долгосрочного исследования.
  • А также презентовать свои исследования для институций.

Структура курса

Курс состоит из 12 занятий онлайн:


  1. Вводное. Что такое художественное исследование?
  2. Презентации текущих проектов исследований участников программы.
  3. Research based artists. Основные имена и стратегии.
  4. Организация пространства для художественного исследования.
  5. Презентация новых методов художественного исследования участниками программы.
  6. Визуальный анализ и его роль для исследования.
  7. Практика close reading. Поиск оптики.
  8. Письмо как исследование. Работа с набросками текстов.
  9. Опорные леса для художественного исследования. Как очертить для себя рамки.
  10. Различные режимы "видимости" проекта. Когда остановиться и что считать результатом. Как курировать процесс исследования на различных его этапах.
  11. Экскурсия по проектам промежуточных итогов художественных исследований участников программы.
  12. Заключительное занятие. Как еще можно посмотреть на исследование. Планы на будущее.
Расписание
12 занятий
27 октября 2024 года — 12 января 2025 года
27 октября 2024 года
Занятие 1.
Вводное

Как устроен курс. Что такое художественное исследование? Расширенное определение художественного исследования.
3 ноября 2024 года
Занятие 2.
Презентация исследовательских интересов

Знакомство с методом структурированной экологичной обратной связи DAS Theatre Feedback Method. Презентация проектов исследований участников воркшопа.

Обратная связь от группы и кураторок
Мария Морина и Ольги Широкоступ
10 ноября 2024 года
Занятие 3
Research-based art: стратегии и ключевые фигуры

Research based art, история возникновения, его связи с концептуализмом и почему это “основное искусство всех международных биеннале”, по словам арт критика Клэр Бишоп. Основные имена направления

Лекция Марины Виноградовой
17 ноября 2024 года
Занятие 4
Организация пространства для художественного исследования

Коробка проекта. Как организовать и хранить материалы. Документирование процесса исследования.
24 ноября 2024 года
Занятие 5
Презентация новых методов художественного исследования участниками программы

Обратная связь от группы и кураторок Марии Мориной и Марины Виноградовой.
1 декабря 2024 года
Занятие 6
Визуальный анализ

Различные методики визуального анализа как инструмент обратного проектирования. Практические упражнения с разными методиками. Работа в группах.
8 декабря 2024 года
Занятие 7
Close reading

Практика чтения и оптика исследования.
15 декабря 2024 года
Занятие 8.
Письмо как исследование

Работа с набросками текстов в рамках исследования.
22 декабря 2024 года
Занятие 9.
Опорные леса для художественного исследования

Кейс “Светлые песни”. Как использовать опорные леса, чтобы помочь себе определиться с дальнейшим направлением исследования.
29 декабря 2024 года
Занятие 10.
Исследования в различных режимах видимости

Различные режимы "видимости" проекта. Когда остановиться и что считать результатом. Как вести исследование; как курировать процесс исследования на различных его этапах. Поговорим о стабильных и нестабильных формах сотрудничества и необходимости идти “в поле” за опытом и экспертизой.

Лекция Ольги Широкоступ
5 января 2025 года
Занятие 11
Презентация исследований участников программы

Раунды обратной связи от группы и кураторок Марии Мориной, Ольги Широкоступ и Марины Виноградовой
12 января 2025 года
Занятие 12
Планы на будущее

Как еще можно посмотреть на исследование.
Живое исполнение оперы "Светлые песни"
Марины Карповой, Марии Мориной,
6-е Уральское биеннале современного искусства, 2021
Авторы и ведущие курса
  • Мария Морина
    Междисциплинарная художница и кураторка

    Мария Морина – междисциплинарная художница и кураторка, работающая с документальным текстом, видео, фотографией и инсталляциями. Ее практика основана на длительных исследованиях и затрагивает темы власти и свидетельства.

    • Участница 6-й Уральской биеннале современного искусства.
    • Призерка премии Luma Rencontres Dummy Book Award Arles, Prix Bayeux-Calvados Awards (Франция) и других.
    • Финалистка гранта The Aftermath Project (США).
    Среди работ:
    • Кросс-медиа проект "Грозный: девять городов".
    • Фильмы «Только не нажми стоп» (2017) и «Молодость Нижний Тагил» (2011-2019).
    • Опера "Светлые песни".
    Окончила международную независимую программу Maumaus в 2023 г. Живет и работает в Лиссабоне, Португалия.

    фото Яна Романова
  • Ольга Широкоступ
    Независимый куратор, исследователь, преподаватель

    Ольга инициирует различные проекты на территории современного искусства и культуры, отдавая предпочтение кросс-дисциплинарным, исследовательским и образовательным проектам. 

    В своих художественных исследованиях преимущественно работает текстом, архивными материалами и видео, применяет элементы перформативных практик.

    С 2020 по 2024 год преподавала дисциплину «Исследования в современном искусстве» в магистратуре Garage Academy (базовая кафедра Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ), с 2019 по 2022 год — дисциплину «Актуальные концепты и практики современного искусства» в НИУ ВШЭ (совместно с Екатериной Сувериной).

    С 2021 по 2023 год занимала должность главного куратора Центра современного искусства «Сияние» (Апатиты). В 2014–2017 годах вела направление «Полевые исследования» в Музее современного искусства «Гараж»
  • Марина Виноградова
    Искусствовед, куратор

    Марина Виноградова – искусствовед и куратор.

    В качестве руководителя арт-проектов она сотрудничала с кураторским агентством RDI Creative, Aksenov Family Foundation и русским офисом ярмарки viennacontemporary.

    Является автором программы лекций о современном искусстве США и арт-бизнесе.

    В настоящее время работает в NIKA Project Spaceгалерее и пространстве концептуального и экспериментального искусства, которое открылось в Дубае в начале марта 2023 года.

Во время курса

Соединим эксперимент, форму и теорию

Изучим техники чтения и письма , чтобы глубже понимать тексты и другие материалы, используемые в исследовании, и обсудим, как эксперимент может стать инструментом для поиска и развития собственной точки зрения.

Рассмотрим реальные кейсы

Познакомимся с примерами успешных художественных исследований, чтобы вдохновиться и найти свой путь.

Разработаем наброски проектов

Освоим инструменты и техники для глубокого осмысления своего творческого процесса и исследования, сделаем несколько презентаций своей работы и получим групповую обратную связь.



– Как записаться на курс "Художественное исследование: лаборатория"?
– Для поступления необходимо прислать мотивационное письмо от 1000 до 1500 знаков, в котором рассказать о себе и о том, почему вам важно учиться на этой программе, а также прислать ссылку на свое портфолио (dropbox, google drive, yandex disk и другие) или сайт. Мы принимаем заявки только через эту форму.
— Для кого этот курс?
— Для художни:ц, кураторо:к, исследователей и всех, кто интересуется использованием художественного исследования в своей практике.
– Есть ли у авторов программы опыт преподавания?
– Да, есть длительный опыт преподавания.
– Сколько человек будет в группе?
– Максимальное количество человек в группе – 15
— Есть ли поддержка после курса?
— Мы приглашаем участников программы в сообщество выпускников. Встречи сообщества планируются самими участниками, на встречах можно показать свои новые проекты и получить структурированную обратную связь.
Поступление
Стоимость курса при ранней регистрации
до 20 октября — 300 евро или 30 500 ₽

Стоимость курса при поздней регистрации
после 20 октября — 330 евро или 32 000 ₽

Возможна оплата через счета банков разных стран.
Задать уточняющие вопросы
можно связавшись с нами по почте: morethanaprojectschool@gmail.com
Лиссабон, Нью-Йорк и Гаага