Больше чем проект
Онлайн-курс из 12 занятий
Курс для художни:ц, которые уже имеют опыт создания проектов, но нуждаются в понимании, как их связать в единую практику и развивать в новых направлениях.

5 октября – 21 декабря 2024
"Boundless story: water in the cell" The sound installation by Daria Boldyreva and Marina Karpova
Контекст современного искусства диктует нам привычку мыслить проектами. Часто, сделав один, мы не знаем, как взяться за следующий и теряемся, в попытках понять, что объединяет наши разные интересы.

Этот интенсивный курс предлагает взглянуть на опыт автора, работающего с инсталляциями, визуальным искусством или объектами, как на процесс, а не серию результатов.

В течение трех месяцев мы разбираем, из чего состоит практика современно:й художни:цы, структурируем методы производства искусства и работаем с идеями и новыми художественными формами.

В седьмом потоке курса — особенное внимание уделяется звуку и текстилю.
Во время курса вы научитесь
  • Настраивать художественные процессы
    Мы будем наблюдать за тем, какие художественные процессы являются самыми важными для нас. Что из того, что мы делаем регулярно, приводит к производству искусства? Как изучать методы других художни:ц и создавать из них базу для экспериментов?
  • Определять свою позицию
    Работать с "Картой практики" — инструментом, помогающий систематизировать опыт, проследить эволюцию своего стиля, выявить повторяющиеся паттерны и определить направления для дальнейшего развития и написать artist statement.
  • Экспериментировать
    Мы предлагаем вам выйти за привычные рамки и исследовать новые выразительные средства. На этом потоке будем исследовать звук и текстиль.
  • Позволять себе делать ошибки
    Мы будем совершать ошибки и делать глупости, потому что научиться можно только, когда что-то делаешь
Программа состоит из 12 онлайн занятий.

Структура курса

  1. Введение в курс. Из чего состоит художественная практика.
  2. Презентация проектов участников группы. Анализ художественных методов и сквозных тем внутри практики.
  3. Карта художественной практики. Работа с формой.
  4. Звук. Введение в аудиальные медиумы и их пересечение с визуальными искусствами.
  5. Презентация набросков проектов со звуком.
  6. Карта практики. Работа с метафорами. Как находить свое в разных темах.
  7. Текстиль. Язык и материальность тканей и ткачества в контексте современного искусства
  8. Показ набросков проектов с текстильными элементами.
  9. Карта практики. Оптика и позиция. Close reading нескольких эссе по выбору.
  10. Показ набросков проектов на основе анализа текстов. Написание личного художественного манифеста / artist statement.
  11. Презентация финальных проектов.
  12. Заключительное занятие. Завершение работы с картой практики. Планы на будущее
Расписание
5 октября – 21 декабря 2024
5 октября 2024 года
Занятие 1.
Введение в курс.
Из чего состоит художественная практика: публичная часть, скрытая часть. Как изучать методы других художников и создавать из них базу для экспериментов.
12 октября 2024 года
Занятие 2.
Презентации проектов участников группы.
Анализ художественных методов и сквозных тем внутри художественной практики участников. Раунды коллективной обратной связи.

19 октября 2024 года
Занятие 3.
Карта художественной практики. Работа с формой.
Как выбранные медиумы влияют на содержание и форму работы. Эксперименты с переходами от одного медиума к другому, от одного языка к другому (трансформация, синестезия).
26 октября 2024 года
Занятие 4.
Звук.
Введение в аудиальные медиумы и их пересечение с визуальными искусствами.
Работа со звуковыми объектами в музейном/галерейном пространстве.

— Марина Карпова
2 ноября 2024 года
Занятие 5.
Показ набросков проектов со звуком.
Раунды коллективной обратной связи.

— Марина Карпова
9 ноября 2024 года
Занятие 6.
Текстиль.
Язык и материальность тканей и ткачества в контексте современного искусства. Граница между концептуальным и прикладным.

— Екатерина Савченко
16 ноября 2024 года
Занятие 7.
Карта практики. Метафора в визуальном искусстве.
Игра — как находить свое в разных темах?
23 ноября 2024 года
Занятие 8.
Показ набросков проектов с текстильными элементами.
Раунды коллективной обратной связи.

— Екатерина Савченко
30 ноября 2024 года
Занятие 9.
Карта практики. Оптика и позиция в художественной практике. Close reading (анализ текстов) нескольких эссе по выбору.
7 декабря 2024 года
Занятие 10.
Показ набросков проектов на основе анализа текстов через подражание или деформацию. Карта практики. Написание личного манифеста / artist statement.
14 декабря 2024 года
Занятие 11.
Презентация финальных проектов с эскизами в пространстве. Artist talk о практике.
— Екатерина Савченко
— Марина Карпова
— Мария Морина
21 декабря 2024 года
Занятие 12.
Заключительное занятие. Завершение работы с картой практики. Планы на будущее.

  • Организация
    Как мы подходим к организации учебного процесса?

    Через практику, игру, рефлексию, изучение кейсов, а также экологичную обратную связь и групповую поддержку.

    Мы будем использовать разные инструменты: документацию работы над вашими текущими проектами и эксперименты с новыми набросками проектов.
    Время занятий
    Занятия проходят онлайн один раз в неделю по субботам и длятся 3 часа.

    Время занятий — 9:30 — 12.30 по Берлину, 11.30 — 14.30 по Москве.

    Мы созваниваемся со всеми участниками курса через платформу для проведения онлайн-занятий. Для работы вам достаточно встроенных камер и микрофонов. Занятия строятся по принципу групповых модерируемых обсуждений и лекций. Если по какой-то причине вы пропустите одно занятие, то сможете посмотреть его позже в записи.

  • Задания
    Между занятиями необходимо будет делать задания.
    Задания будут 1) практические: сделать наброски проектов, поработать над идеями; 2) работа над картой художественной практики.

    Высокая интенсивность важна для нашей программы – она позволяет перейти от проекта к практике и не дает застревать на этапе работы с идеей.

    Система обратной связи
    В программе мы используем обратную связь в обсуждении проектов, основанную на методике голландской театральной школы. Это экологичный способ коллективной обратной связи, позволяющий в нескольких раундах посмотреть на проект с разных сторон.

    Автор сам выбирает и обозначает, какой именно тип обратной связи хочет получить, а группа устанавливает правила и границы обсуждения.

    Такая схема обратной связи поможет построить карту методов, к которым обращается каждый автор в своей практике, и увидеть целостный подход, который в дальнейшем поможет опираться на свою практику и помощь коллег, а не только зависеть от кураторов.
Авторы и ведущие курса
  • Мария Морина
    Междисциплинарная художница, работает на стыке документального кино, поэзии и звукового искусства. Важным методом для нее является коллаборация, а сквозной проблематикой для работ — тема власти и свидетельства.

    Принимала участие в выставках в галерее Le Radar (Байю, Франция, 2014), Центр візуальної культури (Киев, 2015), в фестивалях Rencontres d'Arles (Арль, Франция, 2018), Rencontres Internationales (Гран Пале, Париж, 2020), Музей Гараж, Москва, Россия (2021) 6-й Уральской биеннале современного искусства, Екатеринбург, Россия (2021) и др. Режиссерка фильмов «Только не нажми стоп» (2017) и «Молодость Нижний Тагил» (2011-2019). Соавторка кросс-медиа-проекта «Грозный: девять городов» (2009–2018). Финалистка гранта The Aftermath Project (США). Обладательница премий Luma Rencontres Dummy Book Award Arles (Франция) и Prix Bayeux-Calvados Awards (Франция).

    В 2023 году закончила ISP Maumaus. Живет и работает в Лиссабоне, Португалия.
    портрет: Яна Романова
  • Марина Карпова
    Композиторка, исследовательница звука

    Марина Карпова — специалистка звукового труда и независимая исследовательница звука. Преподает музыкально-теоретические дисциплины, читает лекции о музыке и звуке. Занимается полевыми записями, самостоятельно изготавливает diy девайсы для звукозаписи (гидрофоны, контактные микрофоны и другие устройства), проводит звуковые прогулки, играет на виолончели, фортепиано и блокфлейте, создает звуковые инсталляции, пишет музыку кодом и традиционным способом, создательница проектов и лабораторий связанных со звуком и музыкой, музыки и саунд-дизайна к спектаклям, перформансам и видеоработам.
    Живет и работает в Таллине, Эстония.
  • Екатерина Савченко
    Куратор, продюсер, преподаватель

    Екатерина Савченко — куратор и продюсер выставочных проектов, преподаватель магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве» Музея «Гараж», а также автор текстов для журнала «Объединение». Окончила магистратуру в области управления в сфере культуры и культурной политики в Goldsmiths, Лондон. Работала руководителем Основного проекта Московской биеннале современного искусства (2014–2015) и куратором в Музее «Гараж» (2016–2022). В её кураторских проектах особое внимание уделяется работе с молодыми художниками и исследованию керамики в современном искусстве.

    Избранные кураторские проекты:
    «Хрупкие вещи» (галерея Osnova, Москва, 2018).
    «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» (совместно с Ярославом Воловодом и Екатериной Лазаревой, Музей «Гараж», Москва, 2021).
    Даниил Антропов. ILLUSION (галерея FUTURO, Нижний Новгород, 2022).
    «12 магических историй в подземелье» (Музей «Гараж», Москва, 2022).

После курса

Карта своей практики
Поймете, что формирует вашу практику и каким образом в нее могут встраиваться не только проекты, но и любые последующие действия, изображения и объекты.

Новые идеи
Оформите направление развития одного или двух проектов в рамках вашей художественной практики
Опора на себя
Научитесь больше опираться на себя и свою практику и создавать реалистичные ожидания от себя.
– Как записаться на курс?
– Для поступления необходимо прислать мотивационное письмо от 1000 до 1500 знаков, в котором рассказать о себе и о том, почему вам важно учиться на этой программе, а также прислать ссылку на свое портфолио (dropbox, google drive, yandex disk и другие) или сайт. Мы принимаем заявки только через эту форму.
— Если я работаю только с одним медиумом, например, с керамикой, подойдет ли мне курс?
— Да, методы организации собственной практики, которые мы обсуждаем на курсе, довольно универсальны. Но мы предложим вам попробовать другие медиумы — в коллаборации или самостоятельно, чтобы ощутить возможности разных медиумов или найти вдохновении в непривычном для вас взгляде.
– Я работал_а только с фотографией (скульптурой, живописью), но теперь хочу работать с другими материалами и перформансом, подойдет ли мне ваш курс?
– Да, если вы работали с одним медиумом, но хотите расширить свою практику, курс поможет вам структурировать подход и понять опорные точки для дальнейшего исследования.
– Есть ли у авторов программы опыт преподавания?
– Да, есть длительный опыт преподавания.
— Как изменился курс с момента последнего набора?
— Мы постоянно дорабатываем курс. Прошло шесть потоков этого курса. В этой версии мы предлагаем больше инструментов экспериментов с формой и более углубленное внимание двум медиумам — звуку и текстилю.
— Есть ли поддержка после курса?
— Мы создали сообщество выпускников для участников программы. Встречи сообщества планируются самими участниками раз в месяц, на встречах можно показать свои новые проекты и получить структурированную обратную связь.
Поступление
Стоимость курса — 300 евро или 30 500 ₽

Возможна оплата через счета банков разных стран.
Отзывы участников
  • Очень крутая система обратной связи. Позволяет получить много мнений, идей и мыслей с разных позиций. В целом классно меняет позицию по отношению к работе другого. Спасибо за неё!
    Тата Гориан
    https://tatagorian.com/
  • Благодаря безоценочной форме обратной связи у меня появился и закрепился положительный образовательный опыт, не вызывающий у меня тревожного чувства. Чувство безопасности было очень ценно!


    Ксения Иванова
    https://kseniaivanova.com/
  • Темы были настолько широкими, что работать с ними можно было свободно, и не было ощущения, что нас "подталкивают" в каком-то определенном направлении. Встречаться раз в неделю в одно и то же время, хоть это и мелочь, но очень хорошо работало. Фидбэк-сессии работали. Прямота и откровенность в группе — работали.
    Михаил Бушков
  • Пройдя курс "Больше чем проект" я поняла для себя, что дать себе возможность говорить и формулировать свои высказывания своим языком, какой он есть, — это и есть один из самых верных путей к себе, путей становления художника.
    Лиза Кин
Рассылка Больше, чем проект
Раз в две недели присылаем полезную информацию о том, как работать над проектами
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Задать уточняющие вопросы
можно связавшись с нами по почте: morethanaprojectschool@gmail.com